Постановка задачи.
Задача – восстановление формы каналов мотор-компрессора разрушенного в следствии обрыва шпильки крепления противовеса шатуна.
Аналогичный ремонт на другом агрегате специалисты фирмы проводили зимой 2011 года. Отчет о проведенном ремонте можно посмотреть по адресу: https://www.himtrade.com.ua/support/51.htm
Восстановление формы каналов рамы мотор-компрессора проводилось путем усиления разрушенного участка с восстановлением герметичности. Для усиления использовались детали изготовленные из чугуна рамы выведенного из эксплуатации мотор-компрессора.
На рис. 1 и 2 показан разрушенный участок рамы. Ремонт осложнялся:
- малыми размерами разрушенного участка;
- наличием двух трещин, показанных на рис. 1;
- необходимостью разборки верхней части корпуса для доступа к ремонтируемому участку;
- очень сильным загрязнением маслом поверхностей прилегающих к зоне ремонта.
Рис.1 Внешний вид разрушенной части рамы со стороны картера мотор-компрессора.
Рис. 2 Размеры разрушенного участка рамы.
Подготовительно-заготовительные операции.
Организация рабочего места.
Работы проводились в условиях работающей метановой компрессорной станции. Особое внимание было уделено подводу чистого воздуха и пожарной безопасности при организации работ. Для обеспечения пожарной безопасности в зоне работ были установлены два огнетушителя, установлена емкость с водой, вся рабочая зона была огорожена щитами, картер двигателя был прикрыт плотной пропитанной асбестом тканью. Для освещения рабочего места были установлен пожаробезопасный светильник мощностью 1 кВт.
Предварительная обработка рамы и герметизация трещин.
Первый этап восстановления – тщательная обработка области ремонта бензином «КАЛОШЕЙ» Б-70, окончательное удаление масла проводится составом LOXEAL-10.
Следующий этап – вырез технологического окна в верхней части рамы для обработки и герметизации внутренней полости. Внешний вид технологического окна показан на рис. 3. Белый порошок – состав для удаления масла из поверхностного слоя чугуна.
Рис.3 Технологический вырез в верхней части рамы.
Перед выполнением работ по обрезке рамы и подгонке вставки проводился комплекс работ по герметизации трещин, показанных на рис.1.
В каналах рамы мотор-компрессора через технологический вырез были установлены временные заглушки. Сам вырез был временно загерметизирован, в крышке были устроены штуцера для подачи азота и герметизирующего трещины анаэробного состава низкой вязкости. На поверхность с трещинами дозировано подавался анаэробный состав, который задавливался в трещины избыточным давлением азота.
Герметичность проверялась индикаторным составом, меняющим цвет под действием углекислоты.
Следующим этапом проводилась обработка отверстия в раме до чистого металла, с приданием максимальной шероховатости разрушенным поверхностям. Этот этап один из самых трудоемких и «неудобных» в плане доступа к обрабатываемым поверхностям. Результат обработки сколов на раме показан на рис. 4
Рис. 4 Результат зачистки и обработки ремонтируемого участка.
По реальным размерам зачищенного проема были выполнены детали повторяющие разрушенный свод рамы. Общий вид деталей – ремонтных вкладышей и промежуточных крепежных деталей показан на рис. 5
Рис. 5 Внешний вид ремонтных вкладышей и промежуточных крепежных деталей подготовленных к установке.
После обработки поверхностей была проведена проверка и предварительное раскрепление ремонтных вкладышей в раме мотор компрессора. Результат показан на рис. 6 и 7.
Рис. 6 Внешние виды на ремонтные вкладыши установленные и укрепленные внутри рамы
Рис. 7 Внешний вид на крепежи восстановленного технологического выреза.
Сборка ремонтируемого узла на клеевом составе.
Первым этапом сборки проводилась грунтовка монтируемых поверхностей с помощью шпаклевки DEVCON TI.
Следующий после грунтовка этап – нанесение высоконаполненной высокотемпературной шпаклевки марки AS на склеиваемые поверхности. Нанесение шпаклевки проводилось после подсыхания грунтовочного слоя, примерно через 45-75 минут после нанесения первого грунтовочного слоя.
После нанесения шпаклевки проводился монтаж и закрепление ремонтного вкладыша. Заблаговременно были подготовлены места механического крепления вкладыша, которые позволили закрепить вкладыши до полной полимеризации шпаклевки с требуемой точностью по прилегающим поверхностям, см. рис. 8
Рис. 8 Вкладыш установлен на шпаклевку.
При установке необходимо обращать внимание на участки швов с большим зазором. Технологически невозможно избежать участков с большими зазорами. Для герметизации больших зазоров применялась шпаклевка DEVCON TI с заполнением зазора стеклохолстом с сотовым плетением.
Установка дополнительных крепежных элементов.
Для снятия с с клеевого шва механической нагрузки на последнем этапе работ были установлены дополнительные крепежные элементы, изготовленные по «месту».
Крепежные элементы закреплены по поверхности рамы на шпаклевке, с дополнительной механической разгрузкой болтами М8 и М10. Резьбы М8 и М10 нарезаны в теле рамы. Резьбы зафиксированы на фиксатор резьбы LOXEAL 89-72. Итоговое фото показаны на рис. 9.
Рис. 9 Монтаж дополнительных крепежей на состав LOXEAL 89-72
Зачистка и дефектация швов.
После полной полимеризации клеевых составов, проводилась зачистка швов и проверка герметичности полости.